Новости
Новости
 
Наша школа
Наша школа
Жизнь классов
Жизнь классов
Условия обучения
Условия обучения
Управление школой
Управление школой
Коллектив
Коллектив
Учебный процесс
Учебный процесс
Инженерный класс
Инженерный класс
Дополнительное образование
Дополнительное образование
Развитие личности
Развитие личности
Дошкольное отделение
Дошкольное отделение
Правила приема
Правила приема
Наши достижения
Наши достижения
Наши выпускники
Наши выпускники
Шаблоны документов
Шаблоны документов
Контакты
Контакты
 

  

Шанс для школьника. Ученики смогут принять участие в Московской олимпиаде

01.11.2019

Ежегодно для учащихся 5-11 классов с октября по апрель проводится Московская олимпиада школьников.





Ежегодно для учащихся 5-11 классов с октября по апрель проводится Московская олимпиада школьников, участвовать в которой могут не только ученики столичных школ, но и ребята из других городов страны.

У Московской олимпиады богатая история: соревнования по математике, физике и химии появились еще в 1930-х годах. Со временем добавлялись новые направления, расширялась география проведения. С каждым годом олимпиада вызывает все больший интерес у школьников. Например, в прошлом году участниками стали более 350 тысяч ребят со всей России.

Сначала — дистанционно
Московская олимпиада проводится по 21 направлению. Большая часть предметов знакома учащимся по школе, например, информатика, история, астрономия, география, обществознание и другие. Есть и межпредметные дисциплины: это история искусств, робототехника, финансовая грамотность, лингвистика и предпрофессиональная олимпиада.

Олимпиады по большинству предметов проводятся в два этапа. Первый, отборочный, чаще всего проходит дистанционно. Любой школьник может выполнить задания не выходя из дома. Для этого ему достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и свободное время. Отборочный этап дает возможность участникам попробовать свои силы и оценить, есть ли у них шансы на победу в финале. Школьники, которые успешно выступили на отборочном этапе, приглашаются в финал, который проходит в очном формате.

Нужно мыслить нешаблонно
Задания олимпиады основаны на школьной программе, но они более творческие и нестандартные. Чтобы их решить, не нужны специальные знания, а важны смекалка и воображение, нужно мыслить нешаблонно. Были случаи, когда участники придумывали решение, до которого сами составители не додумались, и оно оказывалось даже короче и красивее.

«Школьные задачи можно назвать упражнениями: ребятам рассказывают рецепт того, как что-то делать, и нужно научиться по нему действовать. Скажем, рассказали способ решать квадратное уравнение: считаем дискриминант — и вот получились корни. А на олимпиадах попадаются задания, к которым дети не знают рецепта, и тогда это уже не упражнение, а задача для их мозга. Нужно придумать что-то, чего до этого не было, скомбинировать то, что они уже знают, но довольно неожиданным способом, и ответить на нестандартный вопрос», — рассказал член методической комиссии Московской математической олимпиады Алексей Пономарев.

Олимпиадные задания расширяют представление о предмете, показывают его с новой стороны. Их цель — увлечь школьника, мотивировать к углубленным занятиям.

«Мы за то, чтобы участвовали в олимпиаде те, кому это интересно. Вопросы на очном туре стараемся не делать тестовыми, на нем нужно подумать, порассуждать. Да, у нас больше времени уходит на проверку, зато ребятам интереснее», — поделился председатель оргкомитета Московской олимпиады школьников по биологии, доцент кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Сергей Огурцов.

Подготовка действительно уникальных заданий занимает не один месяц. Их составляют специалисты в предметных областях, ведущие учителя и преподаватели вузов. Например, ради Математического праздника даже проводится специальный семинар, на который съезжаются математики из России и других стран, несколько дней обсуждают задачи, придумывают интересные формулировки, чтобы задачи получились яркими и оригинальными.

«Яркие задачки появляются достаточно редко. Есть олимпиады, на которых такие задачи возникают впервые. Скажем, на Московской математической олимпиаде они все новые и оригинальные. Если во время работы методической комиссии кто-то понимает, что такая задачка или идея уже была, то такое задание забраковывается. Поэтому такие большие и красивые олимпиады, как Московская математическая, являются источником ярких и интересных задач», — добавил Алексей Пономарев.
Задания бывают не только теоретическими. В зависимости от выбранного предмета некоторым участникам нужно проявить и практические навыки. Так, финалисты Московской олимпиады по химии заранее готовят реферат для защиты и решают экспериментальную задачу.

«Дети приходят на соревнование с разным уровнем подготовки по эксперименту, поэтому мы проводим перед олимпиадой вводную лекцию. Школьникам рассказывают, что они будут делать, просят поднять руку тех, кто никогда не работал в лаборатории. Обычно таких находится два-три человека, к ним приставляют лаборанта, который уже в процессе тура рассказывает, что можно делать, а что нельзя. В основном лекция направлена на технику безопасности, но и кратко затрагивает теорию в тех моментах, когда что-то нужно добавить к базовым знаниям учеников.

К финалу участники готовят реферат по заданной теме, которая зависит от того, на какую кафедру попадает участник. В результате школьник изучает информацию на тему, близкую к тому, что он будет делать на практическом туре».

А задания олимпиады по истории искусств составлены так, чтобы, выполняя их, участники познакомились с историческим контекстом, различными направлениями в искусстве определенной эпохи. На отборочном этапе школьники могут пользоваться книгами, интернет-ресурсами, фильмами, аудиозаписями и материалами выставок. Каждый год олимпиада посвящена определенному историческому событию. Например, на первой олимпиаде школьники изучали художественную культуру СССР в период хрущевской оттепели. В этом году им предстоит познакомиться с искусством авангарда, его героями, идеями и проектами. Финал олимпиады пройдет в Новой Третьяковке на Крымском Валу на выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».

Заключительный этап не всегда проходит в аудитории или лаборатории. Так, практический тур по биологии для пятиклассников проводится в «Аптекарском огороде» МГУ.

«Мы считаем, что какой-то интерес у ребят складывается в раннем возрасте. Пятые-шестые классы еще думают, кем стать в жизни, и это удобный момент, когда их можно заинтересовать предметом, показать, что можно не только в книге или компьютере что-то посмотреть, но и потрогать руками, увидеть вживую. Растения в оранжерее, плоды, черепа животных, насекомые — они могут все это реально пощупать, чему-то даже удивиться, сложить представление о нашей науке хотя бы в общих чертах и задуматься», — сказал Сергей Огурцов.

Важен полученный опыт
В этом году Московская олимпиада школьников по 17 направлениям вошла в Перечень Министерства науки и высшего образования России, впервые в него включены состязания по финансовой грамотности, робототехнике и предпрофессиональная олимпиада. Победители и призеры заключительных этапов по этим направлениям смогут получить льготы при поступлении в российские вузы.

Но гораздо важнее льгот опыт и знания, полученные на олимпиадах, возможность заниматься любимым делом в кругу единомышленников. Участие в Московской олимпиаде помогло тысячам школьников увлечься предметом и для многих стало первым шагом к будущей успешной карьере.

«Мы стараемся награждать ребят интересными книгами, а в прошлом году для победителей и призеров организовали экскурсию в экологический парк, и они остались очень довольны», — заключил Сергей Огурцов.

Прямо сейчас все желающие могут поучаствовать в отборочных этапах Московской олимпиады школьников. Задания прошлых лет можно найти в материалах «Московской электронной школы». Выбрать предмет, посмотреть расписание и скачать задания для тренировки можно на официальном сайте mos.olimpiada.ru.

Источник: "Аргументы и Факты"


Информационно-творческий сайт школы 2001. Если Вам нужна официальная информация, перейдите на официальный сайт.